«Что бы мы ни делали сейчас, жили и улыбались, все это не имеет значения, мы больше не полноценны». Танкист Давид Даниелян был увековечен в последний день войны. «Паст»
ИНТЕРВЬЮГазета «Паст» пишет:
«Он был особенным ребенком, и не потому что он мой сын, поэтому я так говорю. Его любили все: друзья, соседи, все, кто его знал. Внутри него как будто было что-то особенное, что никого не оставляло равнодушным», – рассказала в интервью «Паст» мать Давида госпожа Кристине.
Она добавляет: он был «взрослым со взрослыми» и «маленьким с маленькими».«Он и шутил, смеша всех, и мог стать сразу серьезным.Он вел себя хорошо в любой обстановке, был мужественным парнем».Она отмечает, что ее сын, как и она сама, очень любил гуманитарные предметы: историю, географию и т. д.«Мы вместе смотрели фильмы и читали книги. Он был очень умным ребенком. В школе учился хорошо, но его мечтой было стать футболистом, он очень любил спорт. Он ездил в Ереван, в клуб «Алашкерт», а затем в Масис, занимался футболом. Несколько месяцев занимался боксом, посещал художественный кружок, хотел везде побывать, торопился все успеть. С детства он всегда говорил, что станет известным футболистом, но мы жили в деревне, и было немного сложно с постоянным передвижением. Конечно, мы все для него делали, но, если бы мы жили в Ереване, это было бы легче».
В 2016 году Давид поступил в Ереванский государственный колледж информатики. «Он учился на четвертом курсе и проходил практику в нашей школе. Он отводилсестер в школу, а младшую приводил домой. Я ему еще говорила: пойдешь в армию, отслужишься и продолжишь учебу.Но Давид сказал: я приду, буду работать и помогать отцу, а сестры пусть учатся. Он стремился работать, работал в разных местах, чтобы заработать деньги.Мы ему говорили: ты студент, не работай, расслабься, а он работал, у него должны были быть деньги в руках, он даже пытался помочь нам с деньгами».Детство и юность Давида прошли в селе ОвташатМасисского района. Мать рассказывает, она часто говорила сыну: ты вырастешь, купишь квартиру в городе, переедешь, но у Давида были другие цели: мама, нет ничего лучше нашей деревни. Он очень любил деревню. В 2019 году Давид, призванный в армию 24 декабря, первые шесть месяцев службы провел в Армавире, в танковой роте. Давид был наводчиком танка.
В июне 2020 года, по словам матери, его перенаправляют в его любимыйМатагис.«После апрельской войны он всегда говорил: мне надо пойти в армию, попасть в Матагис-Талиш, как будто мой ребенок что-то предчувствовал.Он очень хотел служить. Когда мой Давид был маленьким, я часто говорила, что, когда он вырастет, будет война.Сейчас у меня часто спрашивают: почему ты такое говорила? Несколько раз сам Давид говорил мне и моей свекрови, – пойду в армию и не приду. Не могу сказать, почему он так говорил.После апрельской войны Давид часто подчеркивал, – дорогая мама, я собираюсь отомстить за наших парней, пойду в Матагис, Талиш.Служил с любовью, всем был доволен. Кстати, от возможности отсрочки он отказался и пошел в армию. Учился на последнем курсе, оставался один семестр. В военкомате и в училище ему сказали, что он может получить отсрочку, доучиться, а потом быть призванным на службу, но он отказался. Он спешил». В день начала 44-дневной войны Давиду исполнилось 19 лет.
«Он звонил и разговаривал с нами каждый день. Не звонил только три дня, когда они держали позиции, и это было опасно. Он предупредил меня, – мама, я не буду звонить несколько дней. Я была очень обеспокоена. Последний звонок был 7 ноября. Тот день был очень грустный, я ему сказала, – как все закончится, я тебе и парням отправлю посылку. Он сказал, – мам, к нам куда отправишь? Дважды повторил эту мысль. Я ответила: война должна когда-нибудь закончиться, но он сказал: эх, мама… Я поняла, что он что-то предчувствовал. Инцидент произошел на рассвете 9 ноября. Они с шестью парнями пошли за хлебом, в них попал БЛА, и все шестеро погибли.Он мало говорил о войне, всегда повторял: «Мам джан, все будет хорошо, не думай об этом». Я ему еще говорила: мы победим, ДавоДжан». Семья Дэвида узнала от его армейских друзей, что его сын за 44 дня войны успел побывать во многих местах. Первые шесть дней он провел в Матагисе, в осаде, затем в Талише, Дрмбо, Мартакерте, Балудже, где получил знак «Храбрый воин». Давида увековечили в Мартуни 9 ноября. Через несколько дней Давид уже был «дома», говорит мать: «Я видела все раны своего ребенка».
Давид — старший брат двух сестер. Когда я спрашиваю маму, откуда она берет силы для продолжения жизни, она отвечает: «Бог и мой сын дали мне силы жить. 7 ноября у меня было плохое самочувствие и, не знаю почему, я сказала, что ненавижу 9 ноября. Все удивились, почему я должна говорить такие вещи. 9 ноября, когда произошел случай с моим сыном, я это почувствовала. Я вышла из дома, шла по улице, посмотрела на дорогу:«Господи Боже, пусть мой мальчик снова придет домой по этой дорогой, я жду его». И посмотрела на небо. Небо меня так «притянуло». Я начала молиться. Я сказала свекрови, что мой мальчик вернется через два дня. Через два дня, 11 ноября, привезли моего сына. Мы с ним были друзьями, очень близкими.Что бы мы ни делали сейчас, жили и улыбались, все это не имеет значения, мы больше не полноценны. Каждую секунду, даже во сне, я с ним всем сердцем и душой. Я всегда с ним разговариваю. Он приходит ко мне во сне, я вижу его, обнимаю, живу с этим».
На поле боя Давиду даже удалось стать крестным отцом, он позвонил домой и с большим воодушевлением рассказал эту новость. Он сказал: «Мама, скажи моему крестному, что я стал крестным».Его крестник жив, я этому очень рада. В ночь на 27 сентября командир инсценирует тревогу, мальчики просыпаются, но оказывается, что они поздравляют Давида с днем рождения.На рассвете начинается война. Танковая рота первой идет в бой, ее командир погибает на глазах у солдат. В ходе бесед он с большим сожалением говорил о его смерти.И однажды он сказал: «Мама, ты можешь мной гордиться, ты знаешь, сколько жизней я спас?»Его друзья — постоянные гости нашего дома: одноклассники, студенты, боевые товарищи. Я всегда радуюсь, когда они приходят, мне кажется, что мой сын придет с ними домой».
П.С. –Указом президента Арцаха Давид Даниелян посмертно награжден медалями «Боевая служба» и «6-й ПС Самоотверженный защитник». Похоронен на Овташатском кладбище.
Лусине Аракелян
Подробности в сегодняшнем номере газеты «Паст».