Figaro: COP29 проходит в то время, когда режим Алиева все еще удерживает армянских пленных
ANALYSISПрезидент Союза «Арцах», бывший государственный министр Республики Арцах и защитник прав человека Артак Бегларян дал интервью ведущему французскому изданию Figaro, оно было опубликовано несколько дней назад как в печатной, так и в электронной версиях.
«В середине ноября в Баку открывается очередной климатический саммит. Бывший государственный министр Нагорного Карабаха Артак Бегларян, насильственно изгнанный со своей Родины вместе со своими более чем 100 000 соотечественников, призывает оказать давление на режим президента Алиева, который, по его словам, совершил геноцид против армян.
Его лицо носит следы страданий, но голос решителен. 19 сентября Артак Бегларян вместе со своим соотечественником Гегамом Степаняном подали жалобу в Международный уголовный суд (МУС). Они ожидают, что будет начато расследование преступлений, совершенных Азербайджаном в Нагорном Карабахе. «Это геноцид. Только политики избегают использовать это слово. Я уверен, что однажды это будет признано международным сообществом».
Время выбрано не случайно: 11 ноября в Баку откроется COP29, крупный международный климатический саммит. И все это происходит в то время, когда режим президента Алиева все еще удерживает как минимум 23 армянских пленных. «На самом деле есть много оснований утверждать, что число пленных приближается к 100. В большинстве случаев мы даже не знаем, живы ли они».
Артак Бегларян столкнулся со многими лишениями. Родившийся в 1988 году в Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, он помнит детские стихи, песни и мелодии. Ему было всего четыре года, когда его отец погиб на фронте от рук азербайджанских солдат. Два года спустя, играя с друзьями во дворе, он ослеп в результате взрыва мины. Когда ему было 16 лет, мать умерла от сердечного приступа, оставив мальчика совершенно одного.
Несмотря на все это, ему удалось учиться в Ереване, столице Армении, а затем в престижном Университетском колледже Лондона, где ему предложили остаться. «Но я вернулся на родину, чтобы служить своему народу. Это миссия моей жизни, которая вернула меня домой». Он стал защитником прав человека, затем главой администрации президента и государственным министром.
В декабре 2022 года, с началом блокады Нагорного Карабаха Азербайджаном, жизнь там постепенно становилась невыносимой. Не хватало жизненно важных продуктов, таких как масло, крупы и т. д. «Мы с женой не ели хлеба в течение нескольких недель, чтобы дать его нашим двум дочерям». В начале 2023 года Азербайджан нарушил подачу электроэнергии и газа из Армении. «Зимой у нас было электричество только на 12-16 часов в день. У людей не было отопления, и школы были временно закрыты. Даже водоснабжение стало проблемой».
19 сентября 2023 года, когда азербайджанские войска окончательно вторглись в Нагорный Карабах, он узнал, что азербайджанские солдаты ищут его тоже. Он решил бежать со своей семьей. «Потребовалось около 27 часов, чтобы проехать около 50 километров до границы с Арменией. Я даже не выходил из машины. Мои родственники боялись, что меня арестуют или убьют».
Сегодня Артак Бегларян беженец, живет у своих друзей в Ереване. «У меня частичная занятость, чтобы заботиться о нуждах моей семьи. В остальное время я продолжаю активно выступать за защиту прав моего народа».
В преддверии COP29 он призывает к освобождению всех армянских заложников, удерживаемых в Азербайджане. Он также хочет, чтобы Эммануэль Макрон и правительство Франции поддержали их жалобу в Международном уголовном суде. У этой жалобы, поданной двумя французскими адвокатами Каталиной де ла Сота и Франсуа Циммером, очень мало шансов на успех, если она не получит поддержки хотя бы одного из государств, ратифицировавших Римский статут и признающих юрисдикцию МУС.
Он также надеется, что международное сообщество введет строгие санкции в отношении виновных в этих преступлениях. «Когда политическая поддержка выражается красивыми словами и сочувствием, это не настоящая поддержка. Диктаторы, особенно виновники геноцидов, игнорируют заявления и слова».
Несмотря на сложную жизнь, бывший государственный министр продолжает твердо верить: «Я много страдал с детства, но всегда мог преодолеть эти трудности. Если мы объединим наши усилия, я верю, что однажды можно будет достичь мира и справедливости не только для моего народа, но и для всего человечества».