Важная инициатива США в Армении (и не только) – против российского шантажа
ИНТЕРВЬЮКонгресс США выделит 100 млн долларов на противодействие «влиянию и агрессии России» и содействие гражданскому обществу в Европе и Евразии. В основе идеи выделения этих средств заложена за последние месяцы прозвучавшая в Палате представителей и Сенате обеспокоенность в связи с мощной и агрессивной пропагандой России в Европе и других точках по всему миру, ее вмешательством во внутренние дела других стран, избирательные процессы и попытками влиять на формирование общественного мнения. Подобная сумма предоставляется для сдерживания влияния Москвы и содействие обществу не только в Росси, но и в странах Восточного партнерства – Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине.
Это решение Конгресса, несомненно, очень важное, и по меньшей мере в политико-правовой плоскости закрепляет ту неоспоримую реальность, что в России доведенный до уровня государственной политики неоимпериализм угрожает суверенитету соседних стран, установлению в них демократии.
В новой американской программе, в числе прочих стран, включена и Армения, и, пожалуй, есть необходимость в том, чтобы еще раз обратиться к инструментам влияния России в нашей стране, возможностям противостоять им. Одним из основных инструментов влияния России является существование авторитарных, коррумпированных властей. Можно даже смело утверждать, что подобная черта властей играет «цементирующую» роль для всех тех стран, которые являются членами интеграционных проектов Кремля – ЕАЭС, ОДКБ. Ресурсы России ограничены, и в основе влияния этой страны – не позитивные факторы, рационализм, а принуждение, шантаж.
Объективно, властям Армении выгодна евразийская модель государственного управления. Это, конечно увеличивает зависимость от Кремля, но это единственный способ сохранить власть. Трагедия в том, что в политической системе Армении опять же не сформирован тот альтернативный центр, который по своему характеру был бы открытой мини-системой и дал бы обществу Армении возможность выбора в вопросах внутренней и внешне политики страны, ценностных ориентиров.
Концепция «бесшумных выборов» 2 апреля была ратификацией именно евразийской системы управления, потому что предполагает закрытость системы, сохранение тени в политике и экономике. Скандалы с мандатами, отсутствие политической повестки на парламентских выборах и муниципальных выборах в Ереване являются проявлением вышесказанного. Система, будучи по своему характеру евразийской, распространила свое влияние на все новые общественные группы, лишенные мотивации и целей.
Формула весьма проста и понятна: если хотите избавиться от российского деструктивного влияния, вы должны в Армении изменить философию управления, систему. Речь идет не только о смене первых лиц во власти или в номинальной пирамиде, потому что события последних дней показали, что пирамида может стать еще более опасной и ужасной, если, скажем, ее название (РПА) будет заменено на ППА. Я говорю о необходимости формирования открытой системы, которая предпочтет «бесшумно» действовать не в отношениях с обществом, а в вопросе нейтрализации внешних вызовов.
Например, АРФД считает, что совершает историческую миссию, интегрировавшись в систему и реформируя ее изнутри. Дашнаки, может быть, и действительно искренни в своих стремлениях, но проблема в том, что традиционная партия также является закрытой мини-системой – с просроченной политической повесткой.
Из представленных в парламенте четырех сил только блок «Елк» является внесистемным по своим ценностным ориентирам и мышлению. Успех этого блока, несомненно, это победа свободомыслящих граждан Армении. Но пойдут ли Никол Пашинян и остальные по пути увеличения «оазиса свободы», чтобы их идеи и ценности стали родными не только для 120 тыс, но и намного большего числа людей, или же поддадутся легкому соблазну понравиться тем, кто «не любит Сержа», что приведет к нейтрализации качеств блока «Елк».
Российское влияние Армении сохранится, так как у нас пока есть неурегулированные конфликты и закрытые границы с соседями, наличие российской военной базы, которая уже существенно нарушает общественный покой в Гюмри, односторонняя энергетическая зависимость от Москвы. Однако все эти вопросы требуют концептуальных решений, формулирование которых вые сил сегодняшней системы – прежде всего по той причине, что сегодняшние власти – продукт российского влияния и не могут разработать повестку суверенной страны.
Возвращаясь к новой американской программе, отметим, что она сработает или окажется эффективной для тех стран, в который политическая система и общество ставят задачу не приспосабливаться к российской агрессивности, а нейтрализовать ее. В конце концов, семя прорастает в благоприятной почве.
Наш может радовать решение Конгресса США, но от этого наша политическая, общественная почва не станет еще более «благоприятной».