По улцам Капана текут желто-серые ручейки.
ОБЩЕСТВОЛусне Аракелян
Река Вохчи, протекающая через Капан, недавно получила яркий желтовато-серый оттенок и протекает по улицам города того же цвета. Каждый раз после проливных дождей кислотный дренаж из заброшенных шахт начинает поступать в жилые районы. Гражданская инициатива ,,Армянский экологический фронт" объявляет: в Капане эксплуатировался,,Золотой-полиметаллический рудник Шаумяна в течение десятилетий, а открытый рудник в районе Каварта эксплуатировался более ста лет, Центральный рудник (Ленинги) теперь полностью заброшен’’. Эколог Давид Акопян в интервью говорит о том, что желтые цветущие клумбы и загрязненная река Вохчи, протекающая через город, являются результатом кислотного дренажа.
,,Эта кислотная утечка вытекает из ранее использованной, а теперь заброшенной шахты Каварт. В последние годы его эксплуатировал Капанский горно-обогатительный комбинат, и теперь рудник заброшен.
Теперь кислотный дренаж вытекает из трех шахт. В этом случае дренаж протекает по левому берегу реки Вохчи, который находится в одном из микрорайонов Капана. После проливных дождей кислотный дренаж ополаскивает улицы города. Кстати, межгосударственная автомагистраль Мегри-Ереван проходит по левому берегу реки Вохчи. Дренаж протекает через реку Вохчи и реку Каварт. В солнечную погоду речная вода прозрачнее, но в любом случае наблюдается кислотный дренаж ’’, - говорит Акопян, который живет в Капане. Он отмечает, что причины сложившейся ситуации глубоки. ,,В советское время они не уделяли особого внимания вопросам окружающей среды. В годы независимости Армении, даже сейчас, у государства все еще нет ответственного подхода к добыче полезных ископаемых, но и государство, и горнодобывающая промышленность имеют равные обязанности. Государство должно инициировать изменение в законе о добыче полезных ископаемых, и всегда должно быть в наличии Министерство охраны природы, чтобы следить и держать горнодобывающую отрасль под контролем. Существует проблема комплексных мер, которые займут годы, поскольку пока ничего не сделано. Получается, что завод в Капане не несет де-юре и де-факто не несет ответственности’’ - говорит эколог. По словам Акопяна, кислотный дренаж, протекающий по улицам города и впадающий в реку Вохчи, является частью всей среды обитания, которая существует в Капане.
,,С точки зрения здоровья Зангезурский медно-молибденовый комбинат с его хранилищем Арцваник и открытым рудником Каварт, заброшенным Капанским обогатительным заводом, с его кислотным дренажом и наличием тяжелых металлов, который в десятки раз превышает норму, может вызвать много проблем со здоровьем, заключает Давид Акопян. ,,Факт’’ поинтересовался у капанской общины о том, какие меры принимаются для расчистки минных полей, расчистки загрязненных территорий в результате эксплуатации металлических рудников и исключения таких ситуаций в будущем. ,,В Капане много открытых рудников, для очистки которых требуются огромные суммы денег. Муниципалитет Капана пока не готов решить эту проблему.
Муниципалитет, конечно, время от времени инициирует уборку, но это не решение. Хочу отметить, что этот осадок происходит только при сильных дождях’’, - сказал отдел по связям с общественностью администрации Капанской общины. Фактически получается, что дождевая вода вымывается из шахт, а кислотный сток течет по улицам Капана и впадает в реку Вохчи. Городские жители и экологи встревожены этой проблемой, и государственные органы снова молчат.