Срочные изменения: озабоченность по поводу борьбы с коррупцией или по надлежащему управлению
ИНТЕРВЬЮАнна Бадалян
В рамках антикоррупционной политики существует ряд процессов, которые квалифицируют профессиональный и государственный сектор как проблемные. Первый вопрос связан с законопроектом РА о внесении изменений и дополнений в законе ,,О комитете по предупреждению коррупции”, который уже принят Национальным собранием в первом чтении.
Среди проблемных вопросов - новая конкурсная процедура отбора кандидатов в Комитет по предупреждению коррупции. Согласно поправкам, кандидаты будут выдвигаться из правящей власть без конкурса. Антикоррупционный эксперт Марат Атовмян прежде всего подчеркивает, что закон ,,О комитете по предупреждению коррупции”, который был принят во времена правления предыдущих властей, был не лучшей моделью и лучшим форматом.
Но в любом случае основная идея заключалась в том, что будет сформирована конкурентная группа, в результате которой пройдя через конкурентную трубу будут избраны пять членов комиссии. Комиссия должна была быть сформирована более года назад, но революция разрушила ее.
После этого в структуре произошли изменения, так как считалось, что ранее принятый метод тендера неэффективен. Был принят другой вариант, который однозначно ставит вопросы о независимости органа", - сказал депутат. Атовмян. Учитывая, что вышеупомянутые поправки не были публично обсуждены, Марат Атовмян подчеркнул:,,
Этот подход вызывает беспокойство сам по себе. На самом деле, самые серьезные шаги предпринимаются без публичного обсуждения и без профессионального участия. Можно сказать, что эти изменения были очень быстрыми, ,,что, конечно, неприемлемо и вызывает беспокойство как с точки зрения борьбы с коррупцией, так и с точки зрения надлежащего управления и честной работы”.
Ссылаясь на заявления властей о борьбе с коррупцией, с другой стороны, Марат Атовмян рассматривал проблемы с более широкой призмой. ,,В дополнение к вышеупомянутым поправкам, совет по антикоррупционной политике в последнее время был довольно поспешным, который является частью антикоррупционной институциональной системы.
довольно поспешным, который является частью антикоррупционной институциональной системы.
В целом, планируется создать несколько связей, которые сформируют институциональную систему борьбы с коррупцией в Армении. Но проблема в том, что в этом случае у нас снова будет децентрализованная модель, которая у нас традиционно была и которая была неэффективной.
Для этого нужен универсальный антикоррупционный орган, который объединит три направления: антикоррупцию, раскрытие коррупционных преступлений, антикоррупционное образование и антикоррупционные механизмы. Нынешнее правительство пока не готово к такому решению.
Во времена прежнего правительства сейчас предпочитали децентрализованную систему, которая, на мой взгляд, не будет эффективной ", - сказал наш собеседник.
Марат Атовмян подчеркнул, что много лет назад говорили, что нет необходимости тратить время на разработку советов. ,,Мы бы сказали, давайте создадим фокус и профессиональный орган.
В то время, по их словам, мы не должны идти к этому постепенно. В результате мы потеряли много лет.
И теперь, вместо того чтобы сесть и провести обстоятельное обсуждение, в результате которого будет сформирована армянская модель, мы пытаемся сформировать антикоррупционные институты в международном формате. В связи с этим главной заботой является то, что мы просто теряем время, не достигая желаемого результата” . В дополнение к поправкам, внесенным в вышеупомянутый закон, антикоррупционный эксперт также указывает на вопрос о поспешном формировании совета по антикоррупционной политике.
,,В прошлом Антикоррупционный совет функционировал в течение нескольких лет, но после революции заседания не было. Уже более года шла речь о том, что совет, возглавляемый премьер-министром, будет распущен. Но неожиданно мы видим, что очень неожиданно: новое формируется на основе структуры старой нормативной базы, но основные игроки, которые ранее занимали свое место в этом совете, неожиданно оказались вне этой системы.
И не было раскрыто никакой информации о том, какие неправительственные организации включены в совет. Была сформирована очень интенсивная консультация, закон был изменен очень быстро, и было интересно узнать, почему в одно и то же время без профессиональных дискуссий.
Как и раньше, сейчас мы за конструктивный диалог. Теперь мы готовы к сотрудничеству, дискуссиям, но в случае, когда эта работа прозрачна, предсказуема, объективна и без субъективных подходов.