Конституционные изменения должны исходить из принципов национальной морали
ПОЛИТИКАТребования Азербайджана об изменении Конституции Армении не новы, они начались еще в начале этого года, когда Никол Пашинян внезапно заявил о необходимости изменения Конституции.
После этого Азербайджан и Турция начали предъявлять требования, каждый по своей части. Азербайджан, например, до сих пор требует убрать из Конституции Армении ссылку на Декларацию независимости. В этой преамбуле Армения признает право Арцаха на самоопределение, а у Турции есть требования относительно символов Армении, в частности, требуя убрать гору Арарат с герба.
Несколько дней назад требования об изменении Конституции обострилось, когда министр иностранных дел Арарат Мирзоян заявил в Национальном Собрании, что в Конституциях обеих стран есть существенные препятствия, однако они не могут быть частью переговоров и препятствовать подписанию мирного договора. В Азербайджане отреагировали сначала устами министра иностранных дел, затем устами президента Ильхама Алиева, потребовав убрать эти пункты из Конституции, в противном случае мирный договор не будет подписан.
Вчера на брифинге с журналистами в парламенте Никол Пашинян заявил, что попытка связать вопрос изменения Конституции, привести на стол переговоров, является попыткой торпедирования переговоров.
«Я не исключаю, что там также есть определенные тенденции к вмешательству во внутренние дела Армении, а также к инициированию процессов, основанных на определенной дезинформации в Армении», - сказал Пашинян, добавив, что они об изменении Конституции говорили еще в 2018, 2019 годах, и повестка дня связана исключительно с демократическими реформами.
«Мы говорили, что изменение Конституции не может быть связано с переговорами, это исключительно наш внутренний вопрос», - сказал премьер-министр.
Действующие власти не уточняют, на каких принципах они хотят реализовать конституционные изменения. Информация, распространяемая в прессе, совсем не обнадеживающая, а Конституция является первым и самым важным вопросом перемен, и должен быть установлен принцип национальной морали.
Любая ключевая проблема, которая ставится перед государством и народом, помимо рационализма, должна содержать и элементы национальной морали, иначе деградация государственного строя и общества будет иметь тяжелые последствия, именно мораль обеспечивает жизнеспособность и устойчивость государства.
Недаром, например, в той же Европе, России, Китае, в могущественных странах мира в основы государственного управления заложены конкретные принципы. В США — это христианство с его различными течениями, в многонациональных России и Китае — это модель здоровой семьи в сочетании с передовыми тезисами христианства и ислама.
Все это доказывает, что Армянская Апостольская Церковь, которая на протяжении 1700 лет не только сохраняла армянскую идентичность, но и была для общества маяком национальной нравственности, должна занять особое место в новой Конституции Армении.
Конституционные изменения, конечно, необходимы, но они должны исходить не из требований враждебных государств, или из стремления властей любой ценой сохранить собственную власть, а, прежде всего, из принципов национальной морали для долговечности государства.