Правительство Армении должно ответить народу Арцаха и Армении, почему не желает вносить этот вопрос в повестку
ИНТЕРВЬЮСобеседник "Грапарак" - Вардан Осканян, бывший министр иностранных дел Армении, глава комиссии по коллективной репатриации и защите фундаментальных прав народа Арцаха
- Исполняется годовщина этнической чистки в Арцахе, Арцах был деарменизирован, действующие власти Армении признали его частью Азербайджана, которому все сошло с рук при безмолвии официального Еревана. Попросила бы вас оценить ситуацию. Как могла произойти депортация армян при полном безразличии цивилизованного мира?
- Да, сегодня исполняется годовщина этнической чистки в Арцахе. Но у меня есть очень серьезная оговорка в том смысле, что мы не должны отождествлять это трагическое событие, которое все еще очень свежо, с другими трагическими событиями в нашей истории. Мы не должны в этом вопросе присваивать себе статус жертвы. Нужно проводить последовательную работу, чтобы суметь залечить эту открытую рану. Мы все должны осознать, что вопрос Арцаха не решен, потому, что там нет армян, там была проведена этническая чистка, они были принудительно изгнаны из своей родины под угрозой геноцида и этот вопрос должен быть вопросом нашей повестки. Мы, как нация, должны быть последовательны в вопросе возвращения армян Арцаха на родину. Да, этот вопрос остается открытым, он не «переварен» и не будет «переварен». Никому не удастся закрыть этот вопрос до тех пор, пока армяне Арцаха не вернутся в свои дома, на свою Родину. Пока этого не произошло, просто невозможно представить, чтобы между Арменией и Азербайджаном был установлен долгосрочный и стабильный мир. Мы все должны хорошо это понимать. Вы сформулировали вопрос так: «Арцах деарменизирован под молчаливым взором остального мира». Я бы сформулировал немного иначе. Да, он был деарменизирован под молчаливым взором остального мира, потому что деарменизизация происходила при молчаливом согласии властей Армении. В такой ситуации просто наивно надеяться, что другие предпримут какие-то шаги.
Я не хочу сказать, что нынешняя ситуация сложилась только по вине властей Армении, хотя это очевидно. Но мы сегодня оказались в таком положении в основном из-за проводимой властями Армении политики. Дипломатические ошибки с 2018 года, военно-политические ошибки с 2020 года, углубившиеся дипломатические и политические ошибки после подписания ноябрьского заявления и прекращения огня и совершение самой роковой ошибки в Праге - признание Арцаха частью Азербайджана, и дальнейшие события. И, наконец, заявление о том, что Армения не имеет никакого отношения к Арцаху и событиям в Арцахе. Именно в результате всего этого произошло то, что должно было произойти. Так что давайте называть вещи своими именами. Прежде чем обвинять кого-то, мы должны взглянуть на себя в зеркало и суметь дать правильную оценку этим событиям, чтобы мы смогли определиться в своих дальнейших действиях, чтобы смогли добиться своей цели.
- Возглавляемая вами комиссия, как орган, получивший мандат парламента Республики Арцах, пытается вынести вопрос права арцахских армян на коллективное возвращение в международную повестку дня. У вас было много встреч за рубежом, как воспринимает международное сообщество этот вопрос? С помощью каких механизмов возможно обеспечить возвращение и в каком статусе?
- Да, комиссия работает уже 6 месяцев, у меня было много встреч как с некоторыми представителями отдельных государств, так и с представителями международных структур - ООН, ОБСЕ. Общее восприятие возвращения очень позитивно, а по-другому и быть не может. Те, кто вовлечен в эти вопросы и разбирается в проблеме, знает законы, просто не могут возражать, когда перед ними ставится такая проблема. Здесь есть три разных измерения: правовое, политическое и дипломатическое. С юридической точки зрения этот вопрос абсолютно неуязвим. В целом, согласно нормам международного права, лица, изгнанные из своих домов в результате конфликтов, имеют право вернуться в свои дома, на свою Родину. Это общая, обязательная норма международного права, а в случае с Арцахом есть конкретное решение - решение Международного суда от 17 ноября прошлого года, согласно которому Азербайджан обязан обеспечить условия для возвращения арцахских армян в свои дома. Это уже решение Международного суда по конкретному Арцахскому вопросу. Есть также резолюция Европарламента от 16 марта сего года, которая является шагом вперед и в ней уже говорится о том, что азербайджанская сторона должна сесть за стол переговоров с представителями Арцаха в международном присутствии для обсуждения вопроса создания условий для возвращении. Так что в правовой плоскости проблем нет, никто не может нам возразить, и наши позиции здесь очень сильны. То же самое я могу сказать и в политической плоскости. Здесь я немного поясню. Азербайджан сам говорит, что армяне имеют право вернуться, пусть приезжают, как мои граждане, живут в своих домах. Это позиция Азербайджана. Здесь я подчеркну одно - забудьте, на каких условиях. просто говорится, они имеют право вернуться.
Международное сообщество, по крайней мере, на данный момент, говорит: пусть возвращаются, мы проведем мониторинг, чтобы Азербайджан выполнил свое обещание и обеспечил безопасность армян Арцаха. Это предварительная позиция международного сообщества при отсутствии другой позиции. Армянская сторона, армяне Арцаха, руководство Арцаха и комиссия ставят вопрос иначе - этих этого недостаточно, нужны более надежные гарантии: мандат ООН, администрация ООН совместно с руководством Арцаха.
Но общим здесь является то, что все стороны признают, что армяне Арцаха имеют право вернуться в свои дома. Главной задачей комиссии сегодня является актуализация вопроса, следовательно, это доказывает, что в политическом плане абсолютно нет проблем для вынесения вопроса в повестку дня: все согласны, и здесь не нужно бояться позиции противника в вопросе возвращения. Главное здесь, чтобы нам удалось вынести вопрос на повестку. Я говорю это по своему опыту. В ходе переговоров было много случаев, когда возникали проблемы с вынесением вопроса в повестку дня. Для этого мы принимали предварительные условия противника. После чего посредством переговоров, дипломатической работы мы могли сформулировать вопрос в пользу армянской стороны. Сегодня наша задача, действительно, состоит в том, чтобы внести этот вопрос в повестку дня.
И третье измерение - это дипломатическое измерение. Вот где наша главная проблема, потому что работы комиссии недостаточно, мы сможем, смогли и продолжаем делать все, чтобы этот вопрос оставался актуальным. Я могу заверить вас, что сегодня все заинтересованные стороны на среднем дипломатическом уровне –управления МИД и представители международных организаций, занимающиеся нашим регионом, по крайней мере, знают, что армяне Арцаха настаивают на своем возвращении, что армяне не отказались от этого вопроса, и он сегодня стоит на повестке дня. Нам удалось это сделать, но чтобы добиться дипломатического успеха и внести этот вопрос в повестку переговоров, уже необходимо участие властей Армении, и здесь основное препятствие.
- Главное препятствие, с которым, вероятно, вы сталкиваетесь - это позиция официального Еревана, которая, фактически, совпадает с тезисами Баку. Можно ли добиться результата, когда все видят, что власти РА и армянское общество, включая диаспору, говорят на разных языках.
- Из трех упомянутых мной аспектов в юридическом плане абсолютно нет проблем, в политическом есть все основания. Проблема в дипломатической плоскости. Иименно здесь мы сталкиваемся с проблемой, когда нам говорят: «Да, все это понятно, приемлемо, но почему власти Армении не выносят этот вопрос на повестку дня?» Именно здесь власти Армении должны дать ответ народу Арцаха, Армении, почему они не делают этого. Тезис властей о том, что это может поставить под угрозу безопасность Армении – ложный и пустой. Это не так. Внесение вопроса в повестку дня в дипломатической плоскости никоим образом не может быть угрозой для Армении. Напротив, это только укрепит позиции Армении в переговорах. Поэтому сегодня на власти Армении должны оказать давление и диаспора, и народ Армении, и армяне Арцаха, чтобы власти Армении внесли этот вопрос в повестку. На мой взгляд, они не хотят этого делать, потому что знают, что это сложная проблема. Внесение вопроса в повестку будет постоянно напоминать им об их ошибках. Они просто хотят закрыть вопрос и предать его забвению, чтобы не подвергаться критике.
Но, как я уже сказал, этот вопрос не может быть «переварен», это экзистенциальная проблема для нас. Таким образом, власти Армении должны понимать, что актуализация этого вопроса и последовательное его продвижение в интересах Армении. Комиссия готова работать с властями Армении. Я просто убежден, что совместной работой мы сможем внести вопрос в повестку и добиться какого-то результата. Я говорю это со всей ответственностью, и это однозначный вывод из нашей шестимесячной работы. Это не только моя личная точка зрения, это мнение всех членов комиссии, тех, кто сотрудничает с нами, а также международных кругов, с которыми мы взаимодействовали. В тот день, когда власти Армении внесут этот вопрос в повестку армяно-азербайджанских переговоров, будет и международная поддержка.