Наши партии стали похожи на общественные организации
ИНТЕРВЬЮМногие уже успели забыть, что был общественно-политический клуб «Вернатун» («Мансарда»), который был создан в 2019 году по инициативе Вазгена Манукяна. Его участниками были оппозиционные общественно-политические деятели, многие из которых были довольно активны на отдельных платформах, в частности, в социальных сетях. Они регулярно собирались и обсуждали злободневные вопросы, делали заявления. Одним словом, это был формат, который не зависел от общественной поддержки и широких масс, не требовал больших финансов и мог существовать и дальше, но клуб остался в истории. Мы попытались выяснить у основателя клуба Вазгена Манукяна почему клуб «Вернатун» не работает, не проводит собраний? А может он распущен, поскольку, по сути, о нем ничего не слышно в течение трех лет? В ответ на наш вопрос Манукян сказал: «Да, "Вернатун" уже давно не работает. Больше добавить нечего». Напомним, что в собраниях клуба участвовали в основном представители бывших властей: Арпине Ованнисян, Хосров Арутюнян, Артак Закарян, Спартак Сейранян, Армен Рустамян, первый омбудсмен Лариса Алавердян, Рубен Акопян, Давид Шахназарян и другие.
В беседе с нами Лариса Алавердян сказала: «Хорошо, что вспомнили про «Вернатун». Кстати, таких инициатив было много, но ни одна из них долго не просуществовала. Когда люди пытаются понять, почему подобные инициативы долго не живут, я им говорю, что просто не получается. Наши проблемы гораздо глубже, чем мы их видим или пытаемся представить. Над формированием общественного мнения в нашей стране начали работать давно, начиная с 90-х годов. В 2018 году мы столкнулись с этим позором, и все думали, что нас касается только эта проблема, что виновниками этой ситуации являются только эти обманывая нас, что общество обмануто и т.д. Я думаю, что наше общество не обмануто, а просто извращено. В нашем обществе есть проблемы, связанные с осознанием, а иногда и восприятием. На самом деле любая инициатива, в благих намерениях которой я не сомневаюсь, недолговечна, потому что целеполагание и глубина проблемы не соответствуют друг другу.
- Но весь вопрос в том, что «Вернатун» и подобные инициативы не являются политическими движениями, и общество там не вовлечено, он состоят исключительно из политических личностей. В чем причина, что даже такие платформы не работают?
- Партии в нашей стране, которых было более ста, сегодня больше похожи на общественные организации, чем на политические партии. Сказанное мною относится ко многим, а не только к некоторым. В реальности в Армении не может быть 70 или 100 идеологий. Получается, что партии Армении не созданы под идеологическую базу или какой-то социальный класс - рабочий или крестьянский, к примеру. У нас не так много классов и идеологий. Каждый раз собираются разные люди с хорошими идеями, придумывают замечательные названия, а когда нужно работать, добиваться результатов - все заканчивается. Они опустились до уровня слабых общественных организаций, хотя и называются партиями. У нас нет состоявшегося политического поля. В армянской действительности есть только одна-две партии. В этом смысле я не удивлена, потому что партии — производная грамотных обществ. К сожалению, мы уже не такие.
- В общественно-политическом клубе «Вернатун» были разногласия? Говорят, что у Вазгена Манукяна своенравный характер, может быть, в этом причина?
- Не столько разногласия, сколько отсутствие видения. Такое видение, вокруг которого была бы создана программа, которую можно было бы реализовать. Наши представления не соответствуют проблемам. Таковы причины этой печальной и трагической ситуации.