Абхазия: как повлияет приход к власти протурецкой оппозиции на армян?
АНАЛИТИКАПредпринятый абхазской оппозицией путч опирается на прозападные и протурецкие силы в республике. Их позиция обусловлена личными корыстными устремлениями и не отвечает национальным интересам Абхазии, пишет Yerevan Today.
Так, координация и финансирование их оппозиционной деятельности ос уществляется западными и турецкими НПО, а также крупным турецким бизнесом.
Основная цель Турции — расширение влияния в регионе и экономическая экспансия. В свою очередь Запад оказывает поддержку Турции и ее ставленникам для решения одной из своих стратегических задач выдавливания России с Кавказа.
В связи с этим «мишенью» абхазской оппозиции, в первую очередь, становятся законодательные инициативы, способствующие привлечению российских инвестиций и гармонизации нормативно-правовой базы. Жесткая реакция Москвы на «демарши» оппозиции в Абхазии оправдана и ожидаема. Антиправительственные силы заинтересованы исключительно в личном обогащении и не считаются с благополучием собственного населения.
Лидеры оппозиции Абхазии и их связи с Турцией
Микаа Леван Гивиевич — председатель благотворительного Фонда развития абхазского языка им. Баграта Шинкуба, руководитель общественного организации «Апсхара», предприниматель, общественный деятель, бывший депутат парламента Абхазии, репатриант из Турции, внук председателя Президиума Верховного Совета Абхасской АССР Шинкуба Баграта. Является (наряду с руководителем ОО «Ахьаца» Бжанией Ахрой и членом экспертного фонда «Аамта» Джинджолией Алхасом) одним из лидеров сформированного в 2024 году нового лагеря абхазской оппозиции, поддерживаемого представителями действующих на территории Абхазии НПО, намерен баллотироваться в президенты Абхазии на предстоящих выборах в 2025 году. Выступает в качестве одного из кураторов оппозиционного молодежного движения «ХараХПицундра» (отличается антироссийской позицией, создана и координируется неправительственной организацией «Центр гуманитарных программ», члены движения выступают против гармонизации законодательств России и Абхазии, намерены получить доступ к власти, принимают активное участие в организации антироссийских акций протеста).
Кроме того, будучи репатриантом из Турции, Микаа является активным лоббистом расширения турецкого влияния в Абхазии, пользуется поддержкой среди представителей абхазской диаспоры в Турции.
Устойчивые контакты с:
Хватыш Аслан Юрьевич, абхазский бизнесмен, родственная связь депутата парламента Турции Талих Озджан (Хватыш), банковская сфера Абхазии.
Маршан Анзор Владимирович, русофоб, член инициативной группы по внесению изменений в конституцию Абхазии, НПОшник, взаимодействует с абхазскими переселенцами-мусульманами в Турции.
Отырба Иоланта, гражданская активистка, НПОшница, русофобка, националистка, выступает за формирование национального парламента только для абхазов, мусульманка.
Ардзинба Адгур Амиранович — бывший вице-премьер, министр экономики Абхазии, кандидат в президенты Абхазии на выборах 2020 года, имеет связи с руководством республиканской общественной организации ветеранов Отечественной войны народа Абхазии «Аруза», выпускник Абхазии «Башаран-колледж». Председатель Республиканской общественной организации «Абхазской народное движение», племянник 1-ого президента Абхазии В.Г. Арзинбы. Принадлежит клану Ардзинба, который владеет ЗАО «Аврора-банк», жена и дети регулярно выезжают в ЕС и США. Жена — Ардзинба (Джинджолия) Астанда Александровна.
В 2021 г. учредил «Комитет по защите суверенитета Абхазии» в противовес пророссийским инициативам абхазских властей. В 2022 г. при его финансовой и идеологической поддержке была создана молодежная организация «ХараХПицунда», состоящая из функционеров прозападных НПО, выступающая категорически портив передачи госдачи Пицунда российской стороне и других российских инициатив. Примечательно, что данная организация призывает даже не рассматривать варианты корректировки предложений РФ, а отменить их без обсуждения. Наверняка не все молодые люди из этой организации отдают себе отчет в том, какую роль они выполняют. Но Леван сознательно тягивает их в антироссийскую деятельность и использует как свой инструмент.
В Абхазии общеизвестна тесная связь Левана Микаа с представителями Турции. В частности, он активно работает с русофобской и контролируемой Западом организацией «Каффед». В духе западных тезисов Леван Микаа всячески распространяет тезисы, якобы Россия занималась геноцидом кавказских народов, чем пытается спровоцировать межнациональную рознь. Л. Микаа периодически получает денежные средства от представителей прозападных организаций и Турции. Микаа из числа лидеров протеста наиболее резко осудил ратификацию парламентом РА в декабре 2023 г. Соглашения о передаче Российской Федерации госдачи в Пицунде и фактически публично обвинил других оппозиционеров, проявивших компромиссную позицию, в «предательстве».
Устойчивые контакты с:
Айтек Мустафа Джанкат, продвигает турецкие экономические и политические проекты в Абхазии по линии партии «Ватан», вице-президент «Международной исламской организации экономического сотрудничества».
Как повлияет приход к власти оппозиции на армян Абхазии?
В лице оппозиции в Абхазии к власти рвутся националисты. В оппозиционной среде представлены и активно работают общественно-политические деятели и организации, продвигающие тезисы об ограничении прав нетитульных наций в республике. При этом в Абхазии более 40% населения этнические армяне. В случае прихода к власти оппозиции крайне высока вероятность этнических чисток, ведь Карабахский конфликт наглядно продемонстрировал отношение и подходы турков и их «прокси» к решению национального вопроса, приведшего к вынужденному исходу армян из Арцаха.
Во время агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха абхазская оппозиция, спекулируя на националистической теме, запугивала население, якобы из-за действий властей Абхазию на абхазскую территорию приедут десятки тысяч армянских беженцев, которые захватят страну.
Оппозиционеры, борясь за власть, безответственно занимаются разжиганием межнациональной розни.
«Абхазское народное движение» А. Ардзинбы при мимолетном поздравлении А. Минасяна избранием главой «Армянской общины» фактически открыто запретило армянам заниматься политикой.
Подход оппозиционеров демонстрирует отсутствие у них государственного мышления. В том числе, именно угрозой засилья армян обосновывали между собой оппозиционеры выступления против узаконивания строительства апартаментов (которые и так в Абхазии имеются) в республике.
Если оппозиционеры придут к власти, то они чтоб ее удержать тем же популизмом, которым ее добиваются, подвергнут гонениям армян и начнут отнимать у них бизнес, и также будут обосновывать это популистскими нацистскими лозунгами о борьбе за выживание нации. Понимая, что армяне не будут за них голосовать, оппозиционеры активно обсуждают между собой возможности оказания давления на национальные меньшинства, чтобы заставить их себя поддержать.
Армяне работают на благо Абхазии. Многие армяне воевали за нее. Выступают за дружбу наров и разделяют обеспокоенность абхазов вопросом сохранения своей идентичности и культуры. Но нацистские устремления отдельных лиц, сформировавших оппозиционную силу, нарушает гармонию в Абхазии.