Ереван, 21.Декабрь.2025,
00
:
00
ВАЖНО


Советник Верховного лидера Ирана: Армянский проект может решить имеющиеся проблемы между Ереваном и Баку

АНАЛИТИКА

Region Monitor представляет интервью с иранским профессором, аналитиком по международным вопросам, советником аппарата Верховного духовного лидера Ирана Саадоллой Зареи. В беседе с советником были затронуты вопросы, касающиеся как армяно-иранских отношений, так и региональных и глобальных развитий.

Арменпресс представляет это интервью.

— Господин Зареи, как Вы оцените ирано-армянские отношения на нынешнем этапе? Есть ли перспектива вывести отношения на стратегический уровень и задокументировать это?

— У многих народов нашего региона есть такая поговорка. Мы персы говорим: прошлое – это свет будущего. Другими словами, посмотрите в прошлое, чтобы увидеть будущее. С тех пор, как после распада Советского Союза была образована Республика Армения, наши отношения с Арменией всегда были стабильными. Эти отношения никогда не прерывались. Важность этих отношений всегда подчеркивалась как Тегераном, так и Ереваном, и их развитие всегда обсуждалось. Хотя развитие отношений между Ираном и Арменией не обошлось без последствий для Исламской Республики, принимая во внимание болезненное отношение Азербайджанской Республики и шиитов Азербайджана. Мы за это заплатили свою цену. Наши отношения с Арменией вызвали негативную реакцию в Азербайджане по отношению к Ирану, но мы сохранили и продолжили эти отношения. Поэтому можно сказать, что горизонт для развития этих отношений открыт. Однако есть и противники этому, в том числе западные страны, которые изначально не хотят развития отношений Ирана со странами региона. Сегодня мы знаем, что на Армению оказывается давление, и надеемся, что правительство Армении сможет противостоять этому давлению, поскольку это давление противоречит и национальным интересам Армении. Чем шире будут связи Армении в этом регионе, тем больше у нее будет возможностей для развития. При этом снизится и уязвимость. Однако западные страны, создавая противоречия в регионе, пытаются помешать развитию отношений между странами, особенно отношений Ирана со странами региона.

— Как Вам известно, текст мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном готов, однако Азербайджан отказывается подписывать этот документ. По мнению экспертов, военные действия против Ирана могут быть начаты совместно США, Израилем и Азербайджаном. И есть мнение, что Азербайджан избегает подписания соглашения именно из-за всего этого, так как в случае возможной войны с Ираном он может оккупировать территории Армении, и может произойти открытие так называемого “зангезурского коридора”. Как Вы оцениваете вероятность такого сценария?

— За последние 10 лет мы стали свидетелями одной нелепой идеи. Некоторые говорили, что наладить отношения на Кавказе можно и без Ирана, то есть, исключая участие Ирана. Однако на самом деле за эти годы ни одна из сторон не смогла наладить нормальные отношения без Ирана. Иран не вмешивался в войну между Азербайджаном и Арменией. Мы не были сторонниками войны, в отличие от некоторых стран региона, но они не могли игнорировать позицию Ирана. Другими словами, у нас нет никаких опасений по поводу сохранения нашей позиции. Хотя внешнее вмешательство может создать проблемы, оно не может существенно изменить ситуацию, поскольку мы чувствительны к этому региону. Это регион, который когда-то был частью древней географии Ирана. Культура этого региона связана с нашей культурой, безопасность — с нашей безопасностью, экономика — с нашей экономикой, транзитные пути — с нашими интересами. Эта территория одновременно является связующим звеном между Ираном и Россией, а также Ираном и Европой. Поэтому эти отношения необходимо сохранить, и мы верим, что они будут сохранены. Азербайджан, по моему мнению, осознает, что ни Америка, ни Израиль не являются его соседями. Единственным крупным соседом является Исламская Республика Иран. Этого изменить нельзя. Это реальность. Поэтому мы не воспринимаем всерьез слухи о том, что Израиль или США хотят сделать здесь что-то подобное. В конечном итоге судьба региона определяется самими региональными процессами, а не политикой, которая определяется по ту сторону Атлантического океана. Примером этого является провал “сделки века” или неспособность Авраамских соглашений изменить реалии региона. Реальность меняет сопротивление, а не планы, написанные на бумаге. Этот регион не принадлежит ни Соединенным Штатам, ни Израилю. Для нас, народов региона, это общая география, и именно на основе наших тесных отношений здесь может быть сформирована система безопасности, политическая и экономическая система.

— Как Иран относится к инициативе Армении “Перекресток мира”? Разделяет ли Иран перспективы инициативы, которую Армения видит и предлагает государствам региона?

— В своей новогодней речи лидер Исламской Республики аятолла Хаменеи, обсуждая экономические вопросы, привел в пример “коридор Север-Юг”. Это показывает, что экономическое мышление Ирана ориентировано на регион. В его основе лежит идея общего коридора между этими странами. Предложение г-на Пашиняна можно оценить именно в этом контексте, и, по нашему мнению, оно может разрешить многочисленные проблемы и напряженность, возникающие между двумя странами. То есть все требования Азербайджана, все требования Армении, Грузии, наши, России, даже требования Турции и Европы могут быть решены в рамках этого обширного коридора, не вызывая напряженности. На мой взгляд, предложение г-на Пашиняна вполне заслуживает рассмотрения.

— В каком направлении и как могут развиваться ирано-американские переговоры, и удастся ли в результате достичь дипломатической сделки или не исключена возможность военного противостояния?

— США и лично Трамп в письме, направленном Ирану, подчеркнули, что пришло время для переговоров после длительного периода напряженности. Трамп отметил, что диалог может принести пользу и открыть новый путь. Однако я сомневаюсь, что господин Трамп говорит это искренне. Мы не увидели искренности в Трампе: сегодня он говорит одно, завтра делает прямо противоположное. Например, одновременно с этим дружеским письмом были введены санкции против новых компаний. Это говорит об отсутствии искренности. Но в письме Трампа была одна важная вещь: он признал, что конфликт не может решить проблему США с Ираном, и США не могут решить свои проблемы военным путем. В конечном итоге должен быть диалог. Однако, по словам Трампа, этот диалог должен служить только интересам США. Между тем, по нашему мнению, диалог должен основываться на интересах обеих стран и даже на более широких международных рамках. Оба государства должны сесть и обсудить свои проблемы на основе международного права. Мы считаем, что это возможно, поскольку существуют определенные правила: международное право, уважение независимости, право на ядерную энергию, право иметь сильную армию и право вести региональную свободную торговлю. США говорят: забудьте обо всем этом и примите новый порядок, который они предлагают. Но это невозможно, поскольку это нарушает международные правила и вредит всем. Если правила нарушены в одном месте, вполне возможно, что они будут нарушены и в других местах. Поэтому, если вопрос заключается в том, возможно ли разрешить проблемы между США и Ираном в рамках международного права, то ответ — да. Но если вопрос заключается в том, откажется ли Иран от своих прав ради мирных отношений с Соединенными Штатами, то ответ — нет. Такого не было уже в течение 46 лет, напряженность всегда была, но она исходила со стороны США. Иран никогда не был инициатором этой напряженности, мы не угрожали США, и если мы отвечали на удар, то это был ответ, а не инициатива.

— Господин Зареи, какова позиция Ирана в отношении растущего влияния внешних игроков на Южном Кавказе, особенно Турции и России?

— Мы считаем, что Турция является одной из стран региона, имеющей свои интересы, связи и права. Это приемлемо. Турции дозволено играть активную роль на Кавказе, как и России. То же самое может относиться и к другим странам, включая Иран, Армению, Азербайджан и Грузию. Однако в настоящее время Турция и лично господин Эрдоган обостряют конфликт на Южном Кавказе. Это нелогично. Речь идет не о национальных интересах или безопасности Турции, а об идеологии хаоса, которая распространяется на Кавказе. И эта идеология в конечном итоге вредит самой Турции, поскольку в условиях конфликта Турция не может продвигать свою политику. Это вредно и для других стран региона. Это не то, что можно проигнорировать.

— Как Иран оценивает нынешнее состояние своих отношений с Азербайджаном, особенно после недавней напряженности?

— Видите ли, мы, как Исламская Республика Иран, имеем очень естественные, тесные и исторические связи с народом, территорией, безопасностью и интересами Азербайджана. Иран всегда выполнял свои дружественные обязательства по отношению к Азербайджану. Вы знаете, что этот регион не так давно отделился от Ирана. Менее двух столетий назад. За последние 35 лет, по мере того как появлялись и развивались государства, то становясь сильнее, то слабее, Иран ни разу не предъявил никаких претензий к Азербайджану, Армении или Грузии, даже по поводу какой-либо деревни или реки. Вы также знаете, что делает Турция: она захватывает территории в Сирии, она захватила Башику в Ираке и пытается расширить свои позиции, но Иран никогда не предъявлял никаких требований не только на эту территорию, но и на Бахрейн, который отделился от Ирана 50 лет назад. Другими словами, наша позиция определенна. Мы не стремимся к нестабильности или территориальной экспансии, мы за сотрудничество и братство. Есть также люди, которые не хотят видеть это братство, потому что оно является препятствием для проникновения иностранцев. Мы считаем, что антииранские движения на Кавказе имеют внешние — американские, израильские и другие источники. У нас вообще нет ни территориальных, ни пограничных, ни каких-либо других требований к Азербайджану. Так почему же здесь должна быть нестабильность — это не соответствует нашим интересам. Хотя есть люди, которые преувеличивают реалии и доводят их до азербайджанского общества в неверных интерпретациях. Однако эта политика не принесет результатов. Географические реалии региона неизменны: соседство Ирана и Азербайджана, Армении и Азербайджана останется неизменным. Внешнее вмешательство может вызвать только временные колебания, но не сможет продиктовать целую региональную систему.

Власти РА и некоторые заблудшие священнослужители должны отказаться от своих идеологии: «Паст»Очередная неудача Никола Пашиняна: «Паст»«Рубинян был тем, кто варил мне кофе»: «Паст»В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре прошел медиатур для иностранных журналистов аккредитованных при МИД РФЕдинство против разрушения Церкви: «Паст»Артур Даниелян – бронзовый призер «Кубка Сильнейших» в МинскеКартина «Почтальон» Карена Геворкяна удостоилась специального упоминания на фестивале документального кино в КрасноярскеГенсер: Рубен и другие армянские христианские заключённые находятся в тюрьме за защиту права народа Нагорного КарабахаBernama: в Малайзии из-за наводнений эвакуировали более 15 тыс. человекПерсидский залив окрасился цветом крови, как в библейском пророчествеС азербайджанской железнодорожной станции Беюк-Кясик отправлен состав с топливом для АрменииUcom и SunChild реализуют программу «Умное наблюдение за птицами» Макрон заявил, что Европа должна быть готова к прямым переговорам с РоссиейПоведение властей Армении демонстрирует, что Пашинян вышел за рамки закона: Роберт АмстердамНапряжная ситуация во дворе церквиВпервые гражданин РА был удостоен «Почетной грамоты» от президента РФ: «Паст»Что не простили губернатору Ширака? «Паст»Кампания абсолютного меньшинства против Армянской Церкви: «Паст»Тегеран-Москва-Ереван: формирующаяся новая ось в Евразии: «Паст»Визит Оверчука в Ереван։ новые импульсы Москвы: «Паст»Европейская помощь или вмешательство? Спешные шаги Калласа: «Паст»Президент Мексики призвала ООН «выполнить свою роль» и избежать кровопролития в ВенесуэлеАнтикоррупционный суд продлил срок ареста мэра Гюмри Вардана Гукасяна еще на 3 месяцПутин: Такой армии, как у России, нет ни у одной страны в мире"Миссия Добро": Волонтеры из РФ помогают армянским детям с особенностями развития Добро пожаловать на ID павильон: Big Christmas MarketЛиванский судья допросит в Болгарии судовладельца, объявленного в розыск в связи со взрывом в порту БейрутаКомиссия по регулированию общественных услуг одобрила инвестиционную программу «Газпром Армения» на пять летЕзидская община празднует Святую Пасху. представитель общины, член партии «Всеармянский фронт» Зита ХалитовФрида Кало побила рекорд: Ее автопортрет продан за $54,7 млн, став самой дорогой картиной женщины-художницы Избранный президент Чили намерен жить в историческом президентском дворцеТысячи словаков по всей стране вышли на протесты против правительства ФицоЗавершено следствие по делу об убийстве трехлетнего ТигранаИсторик: Армяно-китайские отношения претерпели качественную трансформацию Венгрия заблокировала ежегодное заявление ЕС о расширении, касающееся Украины«Путешествие к каменным памятникам и древним винам»Эдмонд Худоян и Андрей Пегливанян – призеры чемпионата мира по боксу в ДубаеЕвропейцам нечего здесь шуметь: Лукашенко заявил, что мир в Украине зависит от Трампа и СШАЕвразийский выбор Армении Самое широкое покрытие 5G, запуск Uplay и внедрение Cerillion: Ucom подводит итоги 2025 года Обещают «сожрать» право граждан Армении на свободный выбор: «Паст»Превращение Армении в часть мегапроектов должно стать задачей будущих национальных властей: «Паст»«Дорожная карта» отстранения Пашиняна, по словам Эдмона Марукяна: «Паст»Сделал предложение, или искусный «перевод», и..... по какому праву? «Паст»Самвела Шахраманяна снова вызвали на допросЛиванские армяне строят в Ереване «ливанскую деревню»Треугольник Тегеран–Москва–Ереван: новая интеграции в Евразии Армянские фильмы среди номинантов на «Золотой глобус»Экскурсия в дом-музей Перча Прошяна в Аштараке: школьники прикоснулись к культурному наследию писателяАрмянские шахматисты победили на Kazakhstan Chess Cup 2025 в Алматы