The National Interest: «Нового» Ближнего Востока не будет
ANALYSIS«Новый Ближний Восток», похоже, всегда маячит на горизонте. В 1982 году министр обороны Израиля Ариэль Шарон представил себе новый порядок на Ближнем Востоке, «со свободным Ливаном под управлением прозападного маронитского правительства и палестинским государством в Иордании». Израильское вторжение в Ливан уничтожило бы Организацию освобождения Палестины (ООП) и обеспечило бы безопасность Израиля.
Бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес обещал «новый Ближний Восток» после подписания соглашения в Осло в 1993 году. Вместо того чтобы воевать, молодые палестинцы и израильтяне будут создавать высокотехнологичные стартапы. Лексус разобьет оливковое дерево и наступит «конец истории». Об этом в своей статье под название «Нового» Ближнего Востока не будет пишет редактор аналитического издания The National Interest доктор Леон Хадар.
«Тогда предполагалось, что на Ближнем Востоке возникнет демократический и проамериканский Ближний Восток, начиная с Ирака, после упражнений президента Джорджа Буша-младшего в «смене режимов» и «продвижении демократии» в 2000-х годах.
Затем последовала «арабская весна» в начале 2010-х годов, которая должна была запустить волну либерально-демократических революций на Ближнем Востоке под предводительством всех молодых пользователей Facebook, собравшихся на площади Тахрир.
Говорили также о новом и улучшенном Ближнем Востоке после подписания Соглашений Авраама в 2020 году, которые привели к нормализации отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем и формированию арабо-израильского стратегического блока для сдерживания Ирана», - отмечает эксперт.
Как отмечает аналитик, в недавнем послании к иранскому народу премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху «предсказал» смену режима на Ближнем Востоке и представил себе день, «когда персы и евреи будут жить в мире».
«Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы мечтать о несбыточном или, по крайней мере, надеяться на лучшие времена. Проблема в том, что иногда политические лидеры воспринимают свои фантазии слишком серьезно и используют их для мобилизации поддержки дорогостоящей политики. Как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад»», - подчеркивает доктор Хадар.
Так, по его словам, несбыточные мечты Шарона привели к долгой и катастрофической войне в Ливане, в результате которой Израиль оказался втянут в трясину. Лидер маронитов Башир Гемайель был убит. Организация Освобождения Палестины выжила. Затем началась палестинская интифада (освободительное движение — ред.) в 1987 году.
Соглашение в Осло 1993 года породило надежды на мир, которые не оправдались. За неудачной попыткой президента Билла Клинтона организовать еще один мирный процесс в Кэмп-Дэвиде в 1999 году сразу же последовала вторая интифада. В 2005 году Шарон руководил выводом израильских войск из Газы.
Автор статьи подчеркивает, что война в Ираке оказалась стратегической катастрофой исторического масштаба, а военная интервенция в Афганистане превратилась в самую долгую войну Америки. Эти войны, по его словам, привели к нарушению баланса сил на Ближнем Востоке, «что позволило Ирану стать региональным гегемоном, возглавив группу шиитских союзников».
«Мечты о продвижении демократии на Ближнем Востоке помогли Америке ввязаться в катастрофическую и кровавую попытку свергнуть Муаммара Каддафи в Ливии. Ближний Восток превратился в открытую песочницу гражданских войн, включая попытки ИГИЛ установить контроль над странами региона», - пишет Хадар.
По мнению эксперта, оглядываясь назад, можно сказать, что попытка Нетаньяху отодвинуть палестинскую проблему на второй план с помощью Соглашений Авраама оказалась ошибкой, которая взорвалась в виде 7 октября 2023 года в Израиле.
«Иран и его союзники, похоже, оказались стратегическими победителями - по крайней мере, на какое-то время.
Но было бы ошибкой рассматривать успешные действия Израиля по сведению на нет побед Ирана и его союзников как еще одну возможность создать новый Ближний Восток. К сожалению, мы остаемся с тем же старым, тем же старым. «Хезболла» останется важным политическим и военным игроком в Ливане, и маловероятно, что ее недавние неудачи изменят баланс сил в этой стране», - пишет доктор Хадар.
При этом он убежден, что Израиль, конечно, не в состоянии «победить» Иран.
«Ответные действия Израиля против Ирана, в частности атака на его ядерные объекты и нефтяные месторождения, почти наверняка приведут к региональному военному конфликту, в который в конечном итоге будут вовлечены Соединенные Штаты.
Военное вмешательство США, которое неизбежно приведет к атакам Ирана на американские военные объекты и союзников США в регионе, только навредит долгосрочным интересам Израиля. Более того, если Соединенные Штаты ввяжутся в еще одну ближневосточную войну, на этот раз в рамках усилий по защите Израиля, это может вызвать серьезную антиизраильскую политическую реакцию в Америке, особенно если это повлияет на президентские выборы. Новое военное вмешательство США в ближневосточную войну, скорее всего, ускорит отстранение США от Ближнего Востока, что, как оказалось, является главной целью Ирана», - пишет автор статьи.