Юрист: Азербайджану понадобится время для фальсификации доказательства в суде
POLITICSДо начала COP29 в прессе были публикации, в том числе утечки о том, что обсуждалась возможность освобождения нескольких заключенных в обмен на участие Армении в COP29. Однако ничего подобного не произошло, а Армения до конца так и не выразила никакой официальной позиции касательно того, каковы были причины неучастия в СОР29. Об этой теме и других вопросах, связанных с армянскими пленными и политзаключенными NEWS.am побеседовал с представителем интересов армянских пленных в международных организациях, правозащитницей Сирануш Саакян.
Госпожа Саакян, перед COP29 прогнозировалось, что Азербайджан может освободить нескольких пленных. Но, этого не случилось. Как по вашему мнению, в чем причина? Ужесточает ли свою позицию Азербайджан?
Думаю, неудачный ход переговоров стал причиной того, что армянская делегация воздержалась от участия. Судя по заявлениям, ценой участия армянской делегации было возвращение определенного количества пленных, вокруг чего, к сожалению, стороны не достигли согласия. Естественно, это не относилось к бывшему руководству Арцаха. По моим наблюдениям, были дискуссии и переговоры, и армянская сторона могла легитимно обеспечить свое присутствие в обмен на освобождение определенного количества пленных, также учитывая международные призывы и давление. Но поскольку азербайджанская сторона не взяла на себя обязательство освободить даже ограниченное число пленных, Армения воздержалась от посещения. Тем самым закрылся и другой важный вопрос: какие проблемы должен был поднять представитель Армении, поехав туда.
Положительным моментом было то, что, по крайней мере, делегаты других стран подняли вопросы, связанные с правами человека, в том числе проблему армянских пленных и заложников.
Ещё летом генеральный прокурор Азербайджана заявлял, что предварительное следствие в отношении военно-политического руководства Арцаха завершено и дела направлены в суд, но суды так и не начались. По-вашему, когда может начаться суд?
По разным прогнозам, суды могут начаться зимой или ранней весной 2025 года. Сейчас, уже после окончания COP29, азербайджанская сторона сосредоточится на переговорном процессе, пытаясь в глазах внешних партнёров переложить вину за неподписание «мирного договора» на армянскую сторону. Мы считаем вероятным, что после праздников стартуют судебные процессы, которые также будут использованы в качестве инструмента давления на переговорный процесс. В течение этого возможны затягивания, имея в виду то обстоятельство, что дела сфабрикованы, нет доказательной базы и потребуется определённое время, чтобы правоохранительная система Азербайджана старательно фальсифицировала доказательства и представляла их в суде, создавая у общественности впечатление, будто бы совершённые деяния содержат в себе состав преступления.
Международный адвокат семьи Рубена Варданяна Джаред Генсер недавно заявил, что Генеральная прокуратура Азербайджана не позволила ему посетить Баку и встретиться со своим подзащитным. По Вашей оценке, что можно сделать, чтобы обеспечить международное профессиональное присутствие на судебном процессе? Есть ли подобная возможность?
То, что адвокату не позволили, не удивительно, иного, кажется, даже нельзя было ожидать. Также важно, что адвокат об этом сказал во всеуслышание и международные правозащитные структуры, аккредитованные в Азербайджане дипломаты, должны обратить на это внимание.
Что касается международного присутствия на сфабрикованных, постановочных судебных процессах, я в одном из своих интервью отмечала, что государство, согласно ряду международных документов, имеет возможность для своих граждан, арестованных в другой стране, обеспечить доступность консульских услуг, в том числе, добиться также международного присутствия в ходе суда.
Учитывая, что между Арменией и Азербайджаном нет дипломатических отношений, согласно Венской конвенции о консульских отношениях, правительство может уполномочить третью страну от своего имени оказывать консульские услуги своим арестованным гражданам.
Но это только функция государства, которое обязано вести эффективную политику в вопросах освобождения своих граждан. Что касается правовой сферы, то здесь достаточно много ведётся работы с соответствующими международными организациями и правозащитными структурами.